Можно ли уплатить имущественный налог по частям и что делать, если не пришло извещение
Близится дедлайн: физическим лицам необходимо не позднее 16 ноября уплатить налоги на недвижимость, земельный и транспортный. С августа по 1 октября граждане ...

Близится дедлайн: физическим лицам необходимо не позднее 16 ноября уплатить налоги на недвижимость, земельный и транспортный. С августа по 1 октября граждане получили единые бумажные или электронные извещения. Плательщиками имущественных налогов в Беларуси являются более 3,5 млн человек.

Объекты внимания К недвижимости относятся квартиры, дачи, частные дома, гаражи и машино-места, а также офисные и складские помещения. Налог нужно платить как на то, что принадлежит на праве собственности, так и на приобретенное в лизинг, кредит. Земельный налог исчисляют за участки в собственности, на праве пожизненного наследного владения, временного пользования, принятые по наследству и даже самовольно занятые. Транспортным налогом облагаются авто, которые зарегистрированы за физическим лицом в ГАИ, кроме выпущенных до 1992 года. Что почем

Налог на недвижимость определяется исходя из расчетной стоимости квадратного метра, площади помещения и ставки. Налог на квартиру одинакового метража отличается в столице, областных центрах и других городах. Для физлиц ставка налога — 0,1 процента. В Минске количество метров и рублей практически совпадает: за трешку площадью 87 «квадратов» налог составит 88,74 рубля.
Ставки транспортного налога за 2025 год для самых популярных авто: легковые машины, имеющие разрешенную максимальную массу более 1,75 тонны, но не более 2 тонн, — 116 рублей; более 2, но не более 2,25 тонны — 138 рублей. Транспортный налог на мотоцикл — 46 рублей.
За автомобили повышенной комфортности, которых в Беларуси насчитывается около 2900, налог взимается в 10‑кратном размере. Как платим Общая сумма имущественного налога, например, за трехкомнатную квартиру и два автомобиля может выйти ощутимой для кошелька. Поэтому предусмотрена возможность уплаты и целиком, и по частям. Система ЕРИП настроена таким образом, что при входе плательщик каждый раз будет видеть остаток суммы. Главное — полностью рассчитаться не позднее 16 ноября. Способы уплаты На почте или в отделении банка — специалисты все проделают сами. При поступлении налогов, сборов и других обязательных платежей в республиканский бюджет комиссия не взимается.
Через ЕРИП:
♦ по QR-коду, указанному в извещении. Ссылка приведет на страничку, где уже имеются все реквизиты и сумма. Останется только нажать кнопку «Оплатить». Указанную сумму можно изменить.
♦ по коду платежа в ЕРИП, заполнив графу «Учетный номер налогоплательщика» (УНП). Он указан в извещении, вводится с использованием заглавных букв, без пробелов.
♦ пройдя по «дереву» в ЕРИП: Платежи и переводы/Система «Расчет» (ЕРИП)/Налоги/Область/Район/ИМНС по району по месту регистрации физического лица/«Единый имущественный платеж». Далее следует ввести УНП и нажать «Оплатить».
Через сервис «Личный кабинет плательщика».
На сайте МНС — кликабельная надпись «Личный кабинет плательщика». Входим по логину и паролю — видим сумму, предъявленную к уплате, нажимаем «Оплатить». Далее сервис предлагает варианты оплаты: через сервисы ЕРИП, интернет-банкинг, по QR-коду. Как узнать свой УНП На сайте МНС ( www.nalog.gov.by ) выбираем кликабельную надпись «Все сервисы»/«Сведения из Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц)»/«Поиск физических лиц» (вверху справа). В открывшуюся табличку вносим необходимые данные (Ф.И.О., идентификационный номер, номер паспорта). Кому дешевле Налоговое законодательство Беларуси предусматривает обширный перечень льгот. От уплаты налога на недвижимость в отношении одной квартиры или жилого дома освобождаются пенсионеры, инвалиды I и II группы, военнослужащие срочной и альтернативной службы. Если пенсионеру принадлежит несколько квартир, налог не нужно будет платить за одну — самую «дорогую». Члены многодетных семей не уплачивают налог за все принадлежащие им жилые дома и квартиры. Указанные категории граждан также полностью освобождаются от уплаты налога на все садовые домики, дачи, гаражи и машино-места.
Предусмотрена льгота по уплате налога в отношении некоторых видов недвижимого имущества для граждан, которые проживают в сельской местности и трудятся на сельхозпредприятиях либо в сфере образования, медицины, а также в госучреждениях соцобслуживания.
Схожие льготы действуют и в части уплаты земельного налога.
Для пенсионеров по возрасту, инвалидов I и II группы, многодетных родителей ставка транспортного налога уменьшается наполовину, для инвалидов III группы — на 25 процентов. Но есть условие: у человека, на которого зарегистрирована машина, должно быть действительное водительское удостоверение соответствующей категории. Если пенсионер владеет легковушкой и грузовиком, а права у него категории В, то льготу предоставят только по налогу на легковое авто, налог на грузовик придется уплачивать полностью. Если извещение не пришло Извещение является основанием для уплаты имущественных налогов, в нем указаны все объекты налогообложения, плательщик сразу увидит расчет по каждому из них и общую сумму единого платежа. Сведения содержатся в ЕРИП. Если извещение до сих пор не получено, можно поискать его в личном кабинете плательщика на сайте МНС либо обратиться за копией в налоговый орган.
Следует также иметь в виду: извещение гражданину не направляется, если положенные ему льготы перекрывают налоговые обязательства. Игнорировать — дороже Неуплата имущественных налогов больше не является административным правонарушением. Появился новый механизм стимулирования своевременного и полного исполнения обязательств. Допустим, человек не уплатил налоги до конца текущего года, а размер неуплаты превышает одну базовую величину (45 рублей). Тогда при исчислении налогов за очередной год ему предъявят дополнительно повышенный коэффициент — 15 процентов от неуплаченной суммы. Ну а задолженность все равно взыщут.



