Работа и материнство: какие трудовые гарантии предоставляет закон белорускам
В Министерстве труда и социальной защиты напомнили о трудовых гарантиях, предусмотренных для белорусок. Совмещать материнство ...

В Министерстве труда и социальной защиты напомнили о трудовых гарантиях, предусмотренных для белорусок. Совмещать материнство и профессиональную деятельность женщинам помогает ряд законодательных норм, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
В частности, при трудоустройстве запрещено отказывать женщинам в заключении договора или уменьшать им зарплату из-за беременности либо наличия детей младше трех лет. Такая же защита действует для одиноких родителей, которые воспитывают детей до 14 лет или детей с инвалидностью до 18 лет. Если претендентке все же отказали в работе, решение должно быть аргументированным, а сама женщина вправе оспорить его в суде.
На время отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за малышом до трех лет за сотрудницей сохраняется рабочее место. Если срок контракта истекает в этот период, наниматель с согласия работницы обязан продлить его как минимум до завершения отпуска. А после того, как ребенку исполнится три года, женщине гарантируют продление или заключение нового контракта вплоть до достижения ребенком пятилетнего возраста.
Кроме того, закон запрещает увольнять по инициативе нанимателя беременных женщин и матерей с детьми до трех лет. Это правило действует даже в случаях сокращения штата, несоответствия сотрудницы должности из-за состояния здоровья или недостаточной квалификации, а также при длительном отсутствии на работе по болезни — свыше четырех месяцев подряд. Для одиноких женщин, воспитывающих ребенка от трех до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет, установлен запрет на увольнение при сокращении численности работников и в ситуации с продолжительным больничным (более четырех месяцев).
Работодатель обязан пойти навстречу и оформить неполный рабочий день или неделю, если об этом просит беременная женщина или мать, растящая ребенка до 14 лет. Преимущественное право на заключение трудового договора о надомной работе имеют сотрудники с детьми до 16 лет, а если ребенок имеет инвалидность — до 18 лет.
Также предусмотрены дополнительные свободные дни для матерей. Женщины, воспитывающие ребенка с инвалидностью до 18 лет, могут взять один оплачиваемый выходной в месяц — его компенсируют из средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Матери троих и более детей до 16 лет или ребенка-инвалида до 18 лет получают дополнительный свободный день каждую неделю с оплатой за счет нанимателя.
С 1 января 2024 года по договоренности с работодателем вместо такого выходного можно сократить рабочий день или смену на час. Женщинам с двумя и более детьми до 16 лет раз в месяц положен дополнительный нерабочий день, оплата которого может быть прописана в коллективном договоре или локальном акте нанимателя.



